Ведь что главное в книге? Что бы там кто ни говорил, а любой читатель хочет, чтобы история его удовлетворила; собственно, к этому и сводятся все форумные срачи, все двойки-тройки-пятерки (в зависимости от шкалы) в оценках книг, весь смысл всех отзывов и рецензий: было или не было испытано чувство удовлетворения по прочтении книги. (Не)удовлетворение может быть вызвано чем угодно - сюжетом, языком, образами персонажей, событиями и - финалом. Чаще всего именно финалом. А ведь у каждого - свои ожидания. Люди разные, и чувство удовлетворения у них вызывают совершенно разные моменты, разные повороты, разные идеи. Нескромно упомяну собственный второй том Конгрегации как пример того, насколько резко может разделиться аудитория в оценке книги именно по принципу удовлетворенности по итогам прочтения; одних удовлетворило сделанное героем, других - нет, вызвав, напротив, чувство глубочайшего отторжения.
Но кроме собственно различной оценки самих по себе фактов, описанных в финале, есть еще один тонкий момент. То самое "чего хотел автор". Для примера и пояснения того, что я имею в виду, можно пробежаться по финалам-штампам.
Любовная история: в финале герои воссоединяются, испытывают облегчение и радость - и они передаются читателю; читатель удовлетворен.
Боевик: в финале герои побеждают, испытывают ощущение триумфа - и оно передается читателю; читатель ликует вместе с героями и оттого удовлетворен.
Детектив: в финале загадка разгадана, герой ощущает чувство удовлетворенности... Собственно, тут и дополнять ничего не надо: читатель удовлетворен вместе с ним.
Серия о Рейвеноре - это, в общем, приключенческий боевик; детективная составляющая там небольшая. Кроме того, ваховская вселенная предполагает как неотъемлемую часть пресловутые пафос и превозмогание - особенно ее "инквизиторская часть". Это фишка. Неотъемлемая и составляющая существенную долю ее уникальности. Итого - в финале по всем правилам должна быть а) победа; б) пафосная; в) всеобъемлющая и бесспорная. Император побеждает. Добро всех одолело. Хаос/ересь/враг в очередной раз повержен. Да, "и вновь продолжается бой", но сейчас, здесь - "наши победили", должны быть фанфары и салют, чепчики в воздухе и герой в лучах славы (даже если лучи эти падают на больничную койку в реанимации)... Ан нет. В "Отступнике" ничего этого не происходит. Да, зло повержено, враг разбит, миссия выполнена... но чувства удовлетворения у героев нет. Есть пустота, ощущение безвозвратной утраты чего-то важного и печаль.
И тут - внимание - главный пункт: читатель-то испытывает это чувство неудовлетворенности вместе с героями. А чего читатель ждет от книги? Чтобы книга его удовлетворила. Диссонанс? Он самый. В итоге, как мне кажется, финал трилогии удовлетворит того, для кого это чувство неудовлетворенности и станет удовлетворительным. Такой вот интересный финт.
Я пока не буду поднимать вопроса "не являются ли подобные финалы редкостью именно потому, что большинство ожидает иного, и едва ли не пиррова победа главных героев вызывает у большинства читателей неудовлетворение и даже раздражение, а потому авторы не хотят рисковать". Я пока над ним думаю. Но вопрос сам по себе интересный.
В общем, по прочтении книги я осталась с чувством глубокого удовлетворения (с), с ощущением пустоты и утраты, переданной мне автором и героями.
И поскольку для моего собственного писательства это крайне подходящее состояние, а чтение постепенно начало меня отвлекать от работы над собственным текстом - думаю, на этом мне стоит, наконец, прерваться. Отложить читалку в сторону и переключиться на себя. Знакомство с миром Вахи, само собой, будет продолжено, но - чуть позже.