Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Это, собственно, не традиционный мой вопль в сторону крытегов, одаривших меня очередным перлом, а цитата из некой "Декларации прав читателя" Даниеля Пеннака. Не могу с этой цитатой не согласиться. А вот с пунктами 2 и 6 - только при условии пункта 10.


Картинка была найдена в блоге (az_im), и в том же ЖЖ я обнаружила ссылку на статью под громким названием "Не хотите читать - заставим", размещенную в газете "Крымское эхо". Автор поста очень мягко охарактеризовал ее как "полемичную". Я выражусь иначе: по моему, в данном случае отнюдь не скромному, мнению, парочка дельных мыслей автора здесь затерялась в потоке высокомерия самопровозглашенной илиты и непомерного снобизма.


@темы: литература

Комментарии
23.07.2013 в 11:38

Это не снобизм. Автор еще очень смягчает ситуацию, на самом деле все гораздо хуже. Она не упомянула многие "ловческие находки", которые уже за гранью. Эта клоунада вызывает отвращение у большинства библиотечных работников, но выхода нам не оставляют. Нас обязывают проводить многие из этих акций, но при этом даже денег на это не дают. Говорят, что если в этом году все будет хорошо, то на следующий год они подумают (я имею в виду министерство культуры), и наверное дадут деньги. Возможно.
Мы дошли до того, что в нашей стране уже есть НАУЧНЫЕ библиотеки, отказавшиеся от статуса научных! Куда уж дальше.
23.07.2013 в 12:30

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!
congregatio, начала читать статью, сразу вспомнила, как в университете учили: "книга - товар особого рода":)

Статья снобистская до невозможности. Написана "представителем культурной элиты", хе-хе. Те же хипстеро-креаклы, вид сбоку.
Что плохого, если в библиотеке подают чай, например?
Другое дело, что, может, нельзя его давать в читальном зале, чтоб случайно не испортить книги.

А в части "Библиотека - враг литеоратуры?" и вовсе бред какой-то:)))))
23.07.2013 в 12:44

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Это не снобизм.
Да ладно.

У людей культурных все это не вызывает никакой другой ассоциации, как с крыловской мартышкой

Ну, вот у меня не вызывает. Видимо, я бескультурный человек и не имею чести входить в Элиту, к которой себя относит автор статьи. И слава Богу, похоже.

по городам ездят «библио-трамваи» и «библиобусы», в которых на сидениях разложены книги

Вот убейте меня на месте, а я не вижу в этом ничего плохого.
А уж это через губу упоминание о "местечковых поэтах"... Я, например, их не знаю. И вкусов автора статьи - тоже не знаю. И у меня нет объективных причин верить в то, что "местечковые графоманы" пишут такой уж ужас, а то, что нравится автору - шедевр мировой литературы. Я - местечковый самиздатовский автор, и в свою сторону такого наслушалась - до конца жизни хватит.

Эта клоунада вызывает отвращение у большинства библиотечных работников

Ну, одна польза от статьи, значит, есть: теперь читатели будут знать, что все эти праздники-улыбки-приветствия - фальшивы, и библиотечным работникам на самом деле не доставляет никакого удовольствия с ними общаться.

А с тем, что у библиотек проблемы с финансированием и как следствие - с персоналом и прочими, с этим связанными тнкостями работы - я и не спорю. Это и есть одна дельная мысль, погребенная под этим потоком негатива, пафоса и высокомерия.
23.07.2013 в 12:46

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Jaren Ral, очень неприятное чувство осталось после прочтения. Как в душу плюнули.
23.07.2013 в 13:28

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!
congregatio, конечно, неприятное. Автору самоутверждаться больше нечем, комплексы из-под каждого слова подмигивают.
Есть такой чудный подвид "илитных интеллитентов".
Кстати, ненавижу слово "интеллигент", испортили вконец. Предпочитаю "интеллектуал".
Подобные люди считают, например, что серьезная книга не должна читаться с удовольствием:)
23.07.2013 в 13:32

А в части "Библиотека - враг литеоратуры?" и вовсе бред какой-то))))
Jaren Ral, вы просто не сталкивались с теми конкурсами, которые обязана проводить библиотека. И не сталкивались с тем, что временами обязана издавать библиотека. Вот у меня лежит толстенная папка стихов, часть из которых мы обязаны издать. Обязаны. Что бы нам не принесли, сборник должен быть. Но 99,9% принесенного -- действительно ужасна. При этом, когда мы отказываем в публикации, нам устраивают грандиозные скандалы. Год, когда выход сборника в свет обходится без крика -- редчайший случай.
Нет, мы все же ухитряемся делать хорошие сборники, но какой ценой!

Что плохого, если в библиотеке подают чай, например?
Jaren Ral, да ничего плохого в этом нет. В библиотеках всегда был чай, к примеру, на встречах того или иного клуба. Вот только всегда встает вопрос, за чей счет. Одно дело, когда участники клуба скидываются и проводят чаепитие. Другое, когда это сваливается на библиотеку. У подавляющего числа библиотек нет такой статьи расходов, а это значит, что библиотекари все это будут оплачивать за свой счет. Это мы из дома будем приносить чай. Мы из дома будем приносить красивую посуду -- пользователям должно же быть приятно. А теперь представьте, что на чаепитие пришло 100, 200 человек.
Мы вообще очень много несем из дома на работу. Кончено, есть и читатели, которые нам помогают и приносят свои вещи для оформления праздников и выставок, но пока что это редкость.

по городам ездят «библио-трамваи» и «библиобусы», в которых на сидениях разложены книги
Вот убейте меня на месте, а я не вижу в этом ничего плохого.

congregatio,
Да ничего, если не считать того, что некоторые используют книги на обертки. Книги же лежат просто так, значит, можно использовать их по своему усмотрению. И потом страницы этих книг можно обнаружить в городских туалетах. Чем так разбрасывать книги, лучше отправлять их в деревни -- у нас уже много случаев создания самодеятельных библиотек. Вот только современные книги там не котируются, сельские жители больше любят книг 1960-70 годов. С удовольствием читают.
Есть у нас и кафе, где можно взять почитать книги. Тут не вижу ничего плохого. Но с другой стороны, не замечала, чтобы книги кто-то брал.

Ну, одна польза от статьи, значит, есть: теперь читатели будут знать, что все эти праздники-улыбки-приветствия - фальшивы, и библиотечным работникам на самом деле не доставляет никакого удовольствия с ними общаться.
congregatio, не так. Есть разница между тем, что от нас требуют, и тем, что мы делаем. Хотя некоторые библиотекари от отчаяния дошли до того, что в ту же Библионочь (но в прошлом году) устраивали мастер-классы по танцу живота. Танец живота в библиотеке -- это дико. Мы в этом году наше начальство спросили в лоб, не должны ли мы в качестве рекламы чтения танцевать у шеста. Начальство покраснело, потупилось и сказало, что конечно нет. И на том спасибо. Зато когда мы предложили устроить литературный бал -- проталкивать идею пришлось с боем. И так во всем. Поэтому когда вы видите улыбки сотрудников библиотек на праздниках, они искренне, вот только значительной части горечи в этих улыбках посетитель уже не замечает, потому что даже не догадывается, какой бой пришлось выдержать людям, чтобы самую пошлость не допустить. А некоторые уже и не пытаются это делать, начальству, мол, виднее -- в конце концов они же именуются Министерством культуры.

Ну и опять же -- по официальной терминологии посетитель библиотеки больше не читатель, а пользователь. А работники библиотеки, соответственно, обслуживающий персонал в сфере услуг. Да, по официальной терминологии мы просто поставляем услуги, о культуре речь даже не идет.
23.07.2013 в 13:39

Кстати, мы нашу Библионочь старались провести достойно, и у нас получилось. Мы хотели провести праздник, чтобы люди помнили, что они в библиотеке, да еще научной.
leninka.diary.ru/p187310733.htm
leninka.diary.ru/p187497541.htm
23.07.2013 в 13:45

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
да ничего плохого в этом нет. В библиотеках всегда был чай, к примеру, на встречах того или иного клуба. Вот только всегда встает вопрос, за чей счет.
Хозяйка книжной горы, да, но автора статьи волнует не это. Сам факт подачи чая ей кажется чем-то ужасным и пошлым.

Танец живота в библиотеке -- это дико
Вот тут согласна, дико. Ну, и кроме того - не имеет отношения к библиотеке, книгам и литературе вообще. Мало того, что дико, еще и глупо.

Да, по официальной терминологии мы просто поставляем услуги, о культуре речь даже не идет.
Понимаю, всё понимаю. Просто когда о Культуре начинают говорить вот так, с придыханием, с упоминанием некой элиты, "местечковых графоманов" (неужели все из них так плохи? вот прям все? не верю)... Становится неприятно. И от слова "культура" начинает корежить.
23.07.2013 в 13:46

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Подобные люди считают, например, что серьезная книга не должна читаться с удовольствием
Jaren Ral, кстати, да, такое тоже слышать приходилось :upset:
23.07.2013 в 13:50

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Кстати, мы нашу Библионочь старались провести достойно, и у нас получилось.
Хозяйка книжной горы, действительно получилось, и получилось отлично. Люди и правда разные собрались :)
23.07.2013 в 14:04

Сам факт подачи чая ей кажется чем-то ужасным и пошлым.
congregatio, думаю, статья просто сокращена. Там явно выпали некоторые моменты. Очень знакомые фразы, но приведенные не до конца. Вряд ли в разных областях ситуация так уж отличается.

Танец живота в библиотеке -- это дико
Вот тут согласна, дико. Ну, и кроме того - не имеет отношения к библиотеке, книгам и литературе вообще. Мало того, что дико, еще и глупо.

Не так глупо как кажется, вот в чем беда. На танец живота пришло очень много народа, а с библиотеки спрашивают посещаемость. Любая библиотека обязана отчитаться за количество пришедших, это один из основных показателей отчетности. Именно под этих пришедших осуществляется финансирование и не на что-нибудь, а на КОМПЛЕКТОВАНИЕ.

"местечковых графоманов" (неужели все из них так плохи? вот прям все? не верю).
Ну как вам сказать... В год мы все же набираем стихи на сборник в 68 стр. При этом стихи на нас вываливаются просто лавиной. И вот из этой лавины мы отбираем меньше процента. А ведь у нас есть очень хорошие поэты --лучше было бы издать сборник кого-то из них. А мы не можем! На это не предусмотрено финансирование, а издание -- дело очень затратное. Вот если человек придет и оплатит свое издания, тогда да. Беда в том, что те, кто умеют писать, как правило, не могут свой труд оплатить. Те же кто легко оплачивают свои книги -- крайне редко умеют писать.
Есть у меня одна идея, как нам изменить издательскую деятельность, так ведь пробить эту идею очень мало шансов.

И от слова "культура" начинает корежить.
А что же в этом удивительного? Практически всех, кто работает в этой сфере, периодически начинает корежить от этого слова. Потому что его вывернули наизнанку и выхолостили. И знаете, что самое обидное? Что это делается даже не нарочно.
23.07.2013 в 14:11

действительно получилось, и получилось отлично
congregatio, это потому, что мы решили делать то, что считаем нужным и правильным.
23.07.2013 в 15:36

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!
Хозяйка книжной горы, я против сакрализации книги как таковой.
Извините, я всю жизнь текстами занимаюсь. Поэтому не испытываю излишнего пиетета. Но при этом и не плююсь ядом в сторону графоманов и прочих пачкателей светлого, чистого и культурного.

Понимаете, на одном полюсе "библиотека - священное место, храм культуры", на другом - "обслуживающий персонал" и "книга - товар".
Но разве у нас только черное и белое?

В статье пара ценных мыслей похоронена под нагромождением злобных снобистских высказываний. У человека явные проблемы.

Нет ничего плохого ни в чае в библиотеке, ни в книжной полке в кафе (в Москве и Питере такие места есть, и страницы книг при этом не используют как салфетки). Даже в танце живота как таковом нет ничего плохого. Мастер-класс по нему может проводиться в рамках культурного мероприятия на восточные темы.

Дурное - бредовые распоряжения чиновников и отчетность, отсутствие культурной политики, финансирование мероприятий. Это есть везде и с этим надо бороться.

Но после прочтения статьи, написанной в таком тоне, совсем не жалко библиотекарей. И хочется немедленно объявить себя быдлом просто из чувства противоречия и солидарности с народом:)
23.07.2013 в 15:42

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!
congregatio, ну, надо же чем-то выделяться:)
Я крут, потому что я ______ (подставить нужное: езжу на мерсе, прочел Джойса, истинный вегетарианец, да что угодно).
23.07.2013 в 15:53

я против сакрализации книги как таковой.
Jaren Ral, а ее уже давно нет. Книгу открыто называют просто целлюлозой.

Нет ничего плохого ни в чае в библиотеке, ни в книжной полке в кафе
Никто и не говорит, что это плохо. Но во всем должна проявляться мера и здравый смысл. И того, и другого уже давно нет и в помине.

(в Москве и Питере такие места есть, и страницы книг при этом не используют как салфетки
В туалетах я видела страницы книг.

Даже в танце живота как таковом нет ничего плохого.
Нет. Но на своем месте. Все должно быть уместно. В библиотеке же это неуместно. По большому счету и в танцах у шеста нет ничего плохого. Вопрос только -- где.

Но после прочтения статьи, написанной в таком тоне, совсем не жалко библиотекарей.
А сотрудникам библиотек меньше всего хочется вызывать жалость.
23.07.2013 в 16:16

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!
Хозяйка книжной горы, мы говорим на разных языках:)

Библиотека в детстве-юности была моим любимым местом. Я с удовольствием работала бы там, если бы не надо было зарабатывать. Образование позволяет.
Огромное количество книг я отнесла в районную библиотеку просто так. Не потому что "смотрите все, какая я хорошая". А потому что книги надо читать и давать читать другим, а не копить на полках.

Жизнь не стоит на месте. Современных детей, да и взрослых надо заинтересовать, чтоб они променяли поход в кино или пострелялки в игре на книгу. И в этом нет ничего плохого, опять же.

Статья по ссылке написана плохо. С передергиванием фактов и воплями об уничтожаемой культуре, со сваливанием домыслов и наблюдений в кучу, с выпячиванием элитности. Я знаю, что отдельные факты и "перегибы на местах" имеют место. Но меры и здравого смысла нет ни в действиях чиновников, ни в этой статье.

А то что вы видели в туалетах страницы книг, не отменяет примеров успешного взаимодействия книг и других видов досуга - в том числе клубов, ресторанов, кофеен.

И вы опять упомянули танцы у шеста:)
Если вы вдруг не в курсе, восточные танцы (то, что называется "танцем живота" в обиходе) вообще-то не равны стриптизу.
Танцы - тоже аспект культуры. И в некоторых случаях их проведение в библиотеке уместно. Подчеркиваю, в некоторых.
24.07.2013 в 09:52

Я знаю, что отдельные факты и "перегибы на местах" имеют место.
Jaren Ral, это не отдельные факты, это массовое явление. Ко мне же стекаются данные со всей нашей области, я могу судить, что и как. Не думаю, что в других областях ситуация лучше. Т.е. с финансированием во многих областях лучше, а вот со всем остальным -- нет.

А то что вы видели в туалетах страницы книг, не отменяет примеров успешного взаимодействия книг и других видов досуга - в том числе клубов, ресторанов, кофеен.
Если вы помните, я как раз говорила, что книги в кафе и клубах -- это нормально, многие библиотеки начинались именно так. Книги на сиденьях автобусов и трамваев -- неуместны. Это провоцирует плохое отношение к книге.

И вы опять упомянули танцы у шеста
Если вы вдруг не в курсе, восточные танцы (то, что называется "танцем живота" в обиходе) вообще-то не равны стриптизу. Танцы - тоже аспект культуры.

Я знаю, и не вижу в танцах ничего дурного, я сама люблю танцевать. Но опять же -- все должно быть на своем месте. Бал в библиотеке был уместен. Вот это, когда мы открывали выставку, посвященную Году Испании в России и России в Испании, тоже. Но некоторые другие танцы -- нет. При этом в нашей библиотеке есть девочки, которые очень хорошо танцуют тот же танец живота -- но после публичного исполнения нам же понадобиться охрана, чтобы девочек не уволокли :) А подобный экстрим -- не та реклама, что нужна библиотеке.
24.07.2013 в 10:04

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!
Хозяйка книжной горы, ок, будем считать, что мы друг друга поняли:) но статья все равно противная:) даже если по смыслу все верно.