Есть многое на свете, друг Горацио...
Это вроде эпиграфа. Потому что мудрецы, думающие логично, далеко не всегда оказываются правы.
Пример - знаменитый анекдот про двуручный меч за спиной. Родился он из любви фэнтезюшников к героям класса "Конан-Варвар". Причем Конан-Варвар не книжный, а киношный, в исполнении будущего губернатора Калифорнии. Здоровенный такой накаченный мужик с выражением легкого дебилизма на лице.
Бегал он по экрану со здоровенной дурой, которую можно бы было считать двуручным мечом - если бы рукоять была чуть подлиннее. Так же - бастард-переросток, который весил максимум 2-2,5 кг.
Оттуда и пошло. А что нам какой-то Черный Пахарь, наши герои круче, чем вареные яйца! Да еще японцы в моду вошли - вот и стали наши варвары лихо выхватывать двуручники из-за спины.
По этому поводу очень умный человек Евгений Лотош писал:
"Еще один момент - заспинное ношение меча. Да, такой способ применялся, например, сарацинами. Однако широкого распространения он не получил. Причина банальна - таким образом можно носить только короткие мечи. Можете провести эксперимент самостоятельно. Представьте, что у вас за спиной висит железяка, при этом пята лезвия расположена в районе шестого позвонка (наиболее удобное место для рукояти). Теперь вам нужно мгновенно выхватить его и тут же нанести удар. Поднимите вверх и в сторону правую (или левую) руку, не разгибая ее до конца и замерьте расстояние между кулаком и шеей. Это и будет максимальная для вас длина клинка, позволяющая выполнить поставленную задачу. Учтем, что средний рост (и длина руки) народонаселения в средние века были заметно меньше, чем сегодня. Так что можно констатировать, что носить за спиной можно было лишь короткие, до полуметра длиной, мечи. Двуручный меч за спину можно поместить, лишь надежно приторочив его ременной перевязью на время путешествия. Вообще же в боевом положении полутора- и двуручный меч носился либо на плече (пехота), либо закрепленным у седла (рыцари/кавалерия) и, кстати, зачастую вообще не обладал ножнами".
Логично, технично, хоть схему выхватывания рисуй, на которой видно, что угол наклона не позволяет...
Вот и решили "кошерные" авторы, что эспадоны таскали на плече, как весло. Ну, или если в походе, то принайтовывали к лошади, да так, что быстро выхватить более чем невозможно.
Однако инженерную мысль подвел стереотип. Дескать, мечи либо носят в ножнах, либо в упаковке и не выхватывают. "А почему?" - спросили реконструкторы и полезли копаться по историческим свидетельствам.
И реконструировали.
Принцип крепления виден. Причем рукоять крепится полосой толстого чепрака с застежкой при помощи металлического шипа. Отстегнуть ее - одно движение пальца. А там можно выхватывать и не париться, что, с точки зрения инженеров, это невозможно.
Логика - вещь хорошая. Но можно изменить предпосылки.
В конце концов, говорят, что шмель с точки зрения аэродинамики, летать не может...
если рассматривать фэнтези-миры, не связанные с нашей историей даже таким боком, как у меня, скажем, то там проблема социальной обусловленности вполне может и не стоять. Даже, я бы сказала, нет объективных причин, по которым она там может подниматься. А поскольку для человека походного и мобильного (которым являются большинство фэнтези-героев) такое ношение очень удобно - то и упоминать его стали чаще всего именно в фэнтези-литературе (или кино). И именно поэтому, похоже, не знакомые с матчастью товарищи стали считать это фэнтези-штампом.
congregatio, просто когда люди смотрят иллюстрации, в том числе и иллюстрации эпохи, они часто путают технические возможности и социальные. Раз есть картинка, где меч на плече, значит, мечник пробовал закрепить меч по другому, но у него не вышло. А вот что ему может быть ЗАПРЕЩЕНО удобное ношение меча -- современному человеку часто не приходит в голову. Это одна сторона дела. Вторая заключается в том, что подавляющее большинство фентези рисует крайне упрощенную картину средневеково-фентезийного мира. Причин две -- бывает, автор знает детали, но понимает, что если дать их читателю, у читателя ум за разум начнет заходить, уж больно некоторые детали с точки зрения современности смотрятся абсурдно. Есть и прямо противоположная ситуация -- когда автор просто не в курсе, либо считает, что детали замедляют повествование, а ему надо бегом бежать к финалу. Таким образом рождаются штампы. Бывает, что они надоедают.
Мне вот другое интересно. Всем нравится носить мечи за спиной. Но есть тысячи картинок разных эпох, как за спиной носили кинжалы -- и что же? Я видела единицы произведений, где это описывается. Кинжалы авторы упорно помещают либо спереди, либо сбоку.
Хозяйка книжной горы, а вот это как раз тот случай, когда с точки зрения современного человека это смотрится абсурдно
А потом придут снобы с сами-знаете-какого сайта, и давай вопить, что все стандартно и неоригинально, и пусть автор ищет стену, чтоб убиться
Ну, это я после недавней истории с бузиной и морковкой все бурчу... Естественно, я на всё и всех плюну и буду писать, как всегда. И опять буду холиварить с
британскимиучОными с известного сайта и просто из энторнетов ))))))А морковка, видимо, вызвала сильный баттхерт у критика. Может быть, он ее как-то неправильно употребляет - не туда сует, например?