Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
В сторону от политики, Дождя, котиков - к стюардессе родному и близкому. читать дальшеЛитература и ее критика, мать её в три закона через колено. Собственно, об этом говорилось давно, не раз и не только мной, но как-то все больше в комментариях, при обсуждении каких-то конкретных ситуаций. На сведение всего этого в один пост меня подвигли две цитаты - одна из моей флудилки на СИ:
Мне начинает казаться, что это какой-то меметический вирус, поражающий способность к восприятию художественной эмуляции. У пораженных возникает одновременное впечатление "пресности" воспринимаемого, вкупе с гипертрофированно острой реакцией на нормальные проявления эмоций, каковые начинают казаться слишком "острыми".
В эту же степь - взаимоисключающие параграфы в другом случае - "сократить" и "раскрыть подробнее"
другая из Твиттера:
Это, понятно, о сетевых критиках. Моя любимая тема, да Собственно, можно сказать, что первая цитата объясняет вторую, и на том закончить. Но я таки разверну тему, добавив кое-что от себя.
Если, так сказать, окинуть взглядом комментарии и отзывы на книги и фильмы, то этот общий настрой будет заметен во многих из них. "Пресно", "картон", "игра никакая/герои прописаны плохо", "сплошные штампы" - и наряду с этим пренебрежительные замечания к любым эмоциям, выходящим за пределы придуманных и усвоенных штампов. А то и просто к любым эмоциям.
Автор первой цитаты в том обсуждении назвал наиболее распространенную причину подобного явления - "медийная зажратость", которую критики предпочитают называть "большим опытом". Сейчас принято сравнивать книги и фильмы с пищей - "вкусно", "пресно", "не надо быть поваром, чтобы понять, что пережарено"... Если поддержать эту терминологию, то ситуация выглядит следующим образом. Пельмени - очень вкусное блюдо. На любителя, конечно; разумеется, есть на свете люди, которые пельмени не приемлют вообще, но, думаю, не ошибусь, если скажу, что тех, кому оно нравится, куда больше. Время от времени они пельмени покупают или готовят сами; но каждый, я полагаю, понимает, что питаться только ими день за днем, месяц за месяцем, годами - нельзя. Не только из диетических соображений: со временем они просто наскучат. Да, их можно разнообразить - есть жареными, вареными и со сметаной, со сметаной и чесноком, с маянезиком, с кетчупом, с острым соусом, с соевым соусом, с маслом, с маслом и перцем... Но даже при таком разнообразии вариантов при превышении критической массы съеденного - хотя относительно объективно пельмени так и останутся вкусным блюдом, но субъективно - будут вызывать отторжение вплоть до тошноты. Или по меньшей мере равнодушие.
Тогда уже не до того, чтобы разбирать оттенки вкуса мясного фарша, обращать внимание на степень поджаристости лука в нем, консистенцию и толщину теста - блюдо невкусно в принципе. В быту, с пельменями, вопрос решается просто: мы элементарно переходим на другое меню. В случае с книгами и фильмами все сложнее. Помимо пристрастий к любимому блюду (жанру), в дело вступает еще множество факторов - начиная с "все хвалят эти пельмени, их надо попробовать" и заканчивая "я уже эксперт по пельменям, я не могу не вынести свой вердикт". Есть и бессознательное - "ну, я же люблю пельмени, не понимаю, почему мне не понравилось? наверное, сорт неудачный", есть и слишком осознанное - "я терпеть не могу пельмени, но все хвалят; вот сейчас я их попробую, дабы доказать, что пельмени - отстой". И личное - "пельмени от фирмы "Дед мороз"? фуфло, не пробуя!" или "отечественные? ну, попробовал; фуфло, как и все отечественное". При этом, если пельмени переложить из упаковки "Дед Мороз" в упаковку фирмы "Морозный дед", а из отечественной в импортную... Ну, все всё поняли, да?
И много, много всякого; но по большей части именно пресыщенность вызывает к жизни упомянутый в первой цитате вирус. Чтобы пельмени понравились, производитель должен выкинуть что-то совершенно невообразимое - засунуть внутрь вишенку, смешать фарш и острый перец 1:1, добавить в фарш оливки, смешать фарш из креветок, из перепелки... и то не факт, что понравятся сами пельмени, а не надпись на упаковке "уникальный перепелиный фарш, модный в лучших домах Европы, номинант премии "Еда века"".
На этом фоне и развивается вторая проблема: со временем может сложиться так, что на обычные пельмени с обычным мясом, поданные с кусочком масла, реакция будет не просто негативная, а их вообще и в принципе перестанут считать пельменями. Это к вопросу о второй цитате. Никакой идеальный баланс мяса и пряностей, никакая сколь угодно качественная лепка, никакая толщина теста рассматриваться даже не будут: "эти пельмени, конечно же, лепил дилетант, настоящий повар так пельмени не делает и так о них не думает". Пельмень-герой должен быть с креветками или перепелкой. Или с севрюжиной и хреном. Остальное - поделие криворуких недоучек, настоящий повар такое никогда не приготовит. Если приготовил - он "опустился до уровня начинающего кашевара". А всего-то делов - одни зажрались и убедили других, что перепелки и севрюжина есть единственно возможный вариант...
Но то ли подсознательное ощущение "что-то тут не так" все-таки имеет место, то ли зажратость развивается по нарастающей; как бы то ни было, внезапно получила новую жизнь старая сентенция "краткость - сестра таланта". И, как водится, начала долгий путь от дельного совета к абсурду. Если обратить внимание на обсуждение авторских работ на авторских сайтах, конкурсах или на все те же отзывы в библиотеках и на форумах - это встречается через раз. "Сократить". "Урезать до повести". "Убрать воду". Припоминаются великие и известные писатели, которые переписывали произведения стописят раз, "чтобы отсечь лишнее"... Пельмени требуют упростить, но при этом - чтобы по-прежнему с севрюжиной, вишенкой или перепелкой. И чтобы вкус мясного фарша в пельменях с креветками был раскрыт полнее.
Как водится, после вопроса "кто виноват" следует "что делать". Перестать есть пельмени, то есть, читать книги или смотреть фильмы в любимом жанре - совет явно не и лучших; к тому же, сейчас написано и снято в любых жанрах столько, что с севрюжиной, вишенкой и креветками многим наскучили уже не только пельмени, но и блинчики, пирожки и даже тортики. Для "свежего взгляда" придется перестать есть вовсе
Каждый решает эту проблему для себя по-своему или не решает совсем. Можно сесть на диету. А можно перестать поглощать пищу, не глядя, "потому что не могу не есть", и начать замечать, что мы едим. Но отсюда вытекает уже другая тема, для отдельного разговора и обсуждения - тема "как легкодоступность и широта выбора блюд влияет на способность замечать оттенки вкусов".
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!
Эээээ. Наверное, нужно меньше любить себя и больше - книги. Ну, или пельмени. И не путать "мне не понравилось" с "продукт говно" Этого 99 процентов фантлабовцев населения не могут. Ну и хрен бы с ними Подсунула "ловца" любимой сестре, фанатке сериалов и триллеров. Той понравилось
фантлабовцевнаселения не могут. Ну и хрен бы с нимиПодсунула "ловца" любимой сестре, фанатке сериалов и триллеров. Той понравилось
Jaren Ral, о! Я это сплагиачу
Подсунула "ловца" любимой сестре, фанатке сериалов и триллеров. Той понравилось
Мимимимимиии!