понедельник, 04 августа 2014
... и не менее многострадальных авторах оного. читать дальшеДабы уточнить кое-какие формулировки, я сегодня заглянула в Википедию (как бы ни морщились в его сторону, а на сегодняшний день она все-таки является одним из основных источников определений многих терминов), в статью "Фэнтези", где увидела прекрасное:
![Снимок Снимок](http://ic.pics.livejournal.com/congregatio/44200227/188921/188921_original.png)
Обещаю стотыщмильенов долларов тому, кто укажет мне на четко выраженную любовную линию в Ловце или Пастыре (автор же женщина? согласно определению из Википедии - эта линия там просто обязана быть), а покамест шлю лучи поноса утырку, который вставил эту фразу в сей подраздел, и от души желаю, чтобы у него вскочили три прыща - стыда, позора и поношения (с).
Ну да ладно. Возвращаясь к теме, ради которой я, собственно, и полезла в статью.
Подвигла меня на это поднятая в одном из обсуждений тема "мистичности мира", необходимой для фэнтези, которая в той или иной формулировке встречалась уже там и сям не один десяток раз. И, в общем и целом, после прочтения википедийной статьи у меня сложилось ощущение, что количество этой самой мистичности а) меняется с течением времени и развитием жанра и б) нигде четко не оговорено.
Сначала фэнтези-произведения кишели эльфами, богами и колдунами ("Конан", "Властелин колец" и проч.), потом люди и события начали выступать на первый план, а боги, колдуны и сверхъестественные способности могли идти лишь фоном и подспорьем ("Хроники Амбера", скажем), и в итоге... А что в итоге? Где предел той самой мистической наполненности, при которой произведение все еще считается фэнтезийным, и чем оно начинает считаться, если проявления сверхъестественного в книге/фильме сведены к минимуму?
Положим, в случае того же Ловца у многих возникает искушение отнести его к альтернативе, но - такой трюк кое-как, с натяжкой, может сработать исключительно потому, что в нем использованы названия "наших" государств, "наши" ключевые даты и исторические личности. А если вместо Германии местом действия была бы страна Ормания, входящая в состав Ирмской Империи - отказывающие Ловцу в праве называться "фэнтези" к какому жанру его бы отнесли? Ну, или любую другую книгу или фильм, составленные по тому же принципу?
Некоторые подразделы статьи в Википедии все еще не заполнены, некоторые не дописаны, а в подразделе "классификация" царит многоголосье. ИМХО литературоведам есть чем заняться, кроме того, чтобы трындеть на форумах.
@темы:
гендерное,
критичное,
литература
Тут в комментах в жежешке задали правильный вопрос: а если попаданец "от них к нам", и на этом все мистические элементы исчерпываются - это куда относить? Явно ведь не реализм и, если попаданство - результат вмешательства какого-нибудь бога - то и не фантастика...
А ещё раздражает что на флибусте смешали попаданство как принцип и альтернативную историю как поджанр. В итоге ищешь альтернативку пофигу с попадаловом или без, а тебе выдают фентезюшку=(
по поводу альтернативного мира, то лично у меня невольно возникала параллель, как то вот само собой получалось, но все же четко видно что Ловец относится к фэнтези)
но это нам видно, а некоторые даже уложили Курта и Каспара в одну постель, у них своё "правильное" видение развития отношений героев))
Майор Дегтерёв, ооо, этим они мне тоже свинью подложили... Кто-то приляпал к Конгрегации жанр "альтернативная история". И когда они ее соединили с попаданцами - так и красовалось рядом с циклом: "альтерналивная история, попаданцы"
Есть нормальное определение: "романтическое" или "любовное", без привязки к авторскому полу. На форумах можно нести все, что угодно, но в энциклопедию вносить определение, отдающее ярко выраженным шовинистическим душком - как минимум некорректно.
а некоторые даже уложили Курта и Каспара в одну постель
Ик... Прастити?!
Я не могу четко сформулировать где у меня проходит грань между фентези и мистикой, но получается как-то так. Наверное, в моем представлении фентези - это мир, где магия является вещью совершенно обычной и повседневной.
А женское фентези - это в первую очередь любовное линия и прочее. Так уж вышло, что у мужчины написать такое вряд ли получится. Т.е. получается, что женское фентези (как и детектив) способна написать только женщина, хотя женское авторство еще ничего не означает.
Майор Дегтерёв, во-от!
Orisa, я просто исхожу из того, что, если дело происходит в параллелке, и "научная картина мира" не выступает на первый план - то это фэнтези (с научной картиной - фантастика). А утвержденных, так сказать, научным сообществом определений вот не нашла...
Так уж вышло, что у мужчины написать такое вряд ли получится.
Ета тоже шовинизьм!
Ик... Прастити?!
сама же вывешивала в дневе коммы некой дамы (кстати, моей тезки) о том как она видит отношения Курта и Каспара) не думаешь же что она одна такая?))
Бр-р... Очень надеюсь на то, что пока еще никому не пришло в голову что-то такое воплотить...
Бе-е...
А к МФ как привило следует относить, не все фентазийные произведения за авторством мужчин, а боевики и конанообразные произведения, часто с гаремными элементами...
Смотрю аниме: "Нозаки - автор девичьей манги" (Gekkan Shoujo Nozaki-kun).
Мангу про девушек, любовь, романтику... рисует парень. С полным отсутствием чувства юмора, не влюблялся никогда, девушек НЕ понимает... Его спрашивают: - А почему именно сёдзё - то есть для девчонок рисуешь?!!!!
Отвечает: - Нравится.
- Ты же не влюблялся никогда! Почему так красиво сочиняешь, что тебя прозвали "знатоком девичьих сердец"?!!!
- Из жизни сюжеты беру. С друзьями советуюсь.
congregatio.livejournal.com/840975.html?thread=...
Это ещё что одна слешерша полностью перекроила на свой вкус книгу одного автора, умудрилась издаться. И что самое поганое ругала автора оригинала в обсуждениях га Самизлате, мол не так писал
congregatio, вам лучше начать морально готовиться. С ростом популярности произведения это неизбежно.
Аааа...
Ну каким образом гендерная составляющая влияет на писательские способности????? Зачем выделять жанр с названием "женская", исходя из пола автора???????
Если бы ещё из целевой аудитории - я бы понял, но вот фентези приличного уровня, ориентированное только на женщин - ну не вспомню с лёту!
dvsid, так женским фентези хорошую книгу и не назовут. Это скорее завуалированное ругательство.
И, в общем и целом, после прочтения википедийной статьи у меня сложилось ощущение, что количество этой самой мистичности а) меняется с течением времени и развитием жанра и б) нигде четко не оговорено. Кстати, да. "Под знаком мантикоры" Пехова - книга, на мой взгялд, больше о политике, чем о мистике. Тем и прекрасна.
Камша, Нортон? А Никитин с "Мраком" как? Или когда розовые сопельки льются со страниц не от лица женщины, а от лица мужчины, то это уже чисто мужское фэнтези?
Есть нормальное определение: "романтическое" или "любовное", без привязки к авторскому полу. На форумах можно нести все, что угодно, но в энциклопедию вносить определение, отдающее ярко выраженным шовинистическим душком - как минимум некорректно.
ППКС много раз. На самом деле, не понимаю деления книжек по половому признаку. Не нижнее бельё. Женское - это когда пишет женщина? Или когда книга рассчитана на женскую аудиторию? Так женщины бывают очень и очень разные. В четырнадцать лет я читала Бушкова и Злотникова - это ведь не значит, что они писали нежно-сопливые тексты для девочек-подростков (
хотя, раз Симонова однажды в слэшеры записали, то всё может быть). А мужчин, пишущих любовные романы, куда тогда девать?Хотя термин "мужская фантастика" меня тоже здорово смущает...
Ну я читал этот термин применительно, к примеру, к Камше, у которой вообще батальная сцена верхом на поединке погоняет политической интригой. И ле Гуин тоже женской фентези при мне обзывали. Ну абсурд же полный!