понедельник, 25 августа 2014
Хотя - нет, конечно, ругаю иногда. Редко, и в основном - за идеи, когда они конфликтуют с моими; то есть, "идеология против идеологии". Примерно так же, как могла бы нелестно высказаться о чьем-то посте в жежешке, в целом не затрагивая собственно писательских талантов автора. Ну, или простая вкусовщина а ля "совсем не моё". Когда не нравится по иным причинам - причины стараюсь держать при себе или обсуждать исключительно с близкими людьми.
читать дальшеПочему - об этом я уже писала. Это помимо того, что мне не хочется обидеть человека, особенно когда он мне ничего не сделал. Точнее - просто "когда он мне ничего не сделал". Когда сделал - хочется Но в основном - из банального чувства... не знаю... скромности, что ли. Или, точнее, осторожности. Ощущаю себя неловко, понимая, что при выражении недовольства языком или логикой сюжета автоматически сообщаю миру "не то что я, у меня-то все отлично и с тем, и с другим". Ибо, если бы я не считала, что у меня все ОК, я не вывешивала бы свои шыдевры на всеобщее обозрение, логично? У меня же нет приписки "буду благодарна за любую критику, текст сырой" и прочее... Да и настроя такого нет. И думаю, большинство авторов так же уверено, что у них все в порядке (даже среди тех, кто говорит обратное: говорит, потому что сейчас так положено, и если не хочешь прослыть скандалистом-графоманом, приходится реверансировать, благодарить и улыбаться).
Имеется на СИ традиция - составлять личные ТОПы. Кто-то просто перечисляет книги со своей оценкой, кто-то дает краткий отзыв; по-разному. Когда это делает просто читатель (есть на СИ и просто читательские разделы; но тут можно говорить и о других ресурсах с оценками) - это выглядит нормально. Бывает, обнаружив себя в одном из таких списков с низкой, с твоей точки зрения, оценкой, удивляешься и просматриваешь остальное. Видишь: ага, Пупкин - десятка... ну, понятно, согласен... Сидоров - девятка... хм, могло бы быть и побольше, но книга спорная, так что в целом согласен... щито?! Иванов "Последняя месть Седого" - десять?! А мне шесть?! Да он шутит!.. Ну, ладно, значит, не мой читатель, и Бог с ним.
С авторами ситуация другая. Читатель выражает недовольство замеченными огрехами (или тем, что ему таковыми показалось), находясь в положении "вижу, что не так, но сам написать "так" не потяну: писать не умею". Автор, указывая на недостатки, как человек, обладающий способностями к словотворчеству, должен уметь написать "так"; то есть, отмечая у собрата по перу нелогичный сюжет, незатягивающее повествование или плоских героев, сам должен уметь написать логично, увлекательно и объемно. По крайней мере, он фактически заявляет об этом своими замечаниями и присутствием в авторском стане. И когда этого не происходит - получается довольно неловко.
Почему я об этом вспомнила, собственно...
Сегодня увидела отзыв читателя на книгу автора, который когда-то заметил, оставляя комментарий к одной из моих книг - "оценку выше поставить не могу, в тексте много существенных недостатков". Увиденный мной сегодня отзыв был в духе "средненько, но сойдет". Кстати, уже не первый такой отзыв к произведениям того автора. Да, предваряя вопросы: мои книги тот читатель оценил выше И да, я знаю, что отзывам доверять нельзя. И да, я пыталась читать книгу того автора. В соответствии со своими принципами - о впечатлениях промолчу (и нет, его нет в моей френдленте ЖЖ или дайри, еслечо). И с мой точки зрения - тот автор со своим суждением о моих писательских недостатках в свете этого выглядит... м-м... Скажем так учтиво: не автором. Читателем, может быть. Ведь это читатель "знает, как надо, но не может сделать".
Понятно, что литература - штука субъективная во многих отношениях. Я бы сказала - в большинстве отношений. Объективности в ней - раз-два и обчелся. Одна из таких объективностей - это то, что оптимально совмещать ранги "автор" и "критик" в одном флаконе способны считанные единицы.
*Мелкий шрифт: все вышесказанное является моим имхом, имхастым, но неколебимым, у любого прочитавшего есть право с этим не согласиться, у меня есть право не согласиться с несогласным, и прочее бла-бла-бла, которое кагбэ подразумевается.
@темы:
критичное,
сетевая жЫзнь,
аффтарское
Кстати, пока что не видела ни одного автора, который, критикуя другого автора, написал бы "у меня те же проблемы, но не знаю, как с этим бороться"
написал бы "у меня те же проблемы, но не знаю, как с этим бороться" ну так, кто ж признается)
Хотя я тут больше о субъективности. О ней, ИМХО, стоит помнить многим авторам, критикующим творения собратьев. Я всеми силами стараюсь. Многое - субъективно, поэтому то, что автор А считает, скажем, недостоверностью у автора Б, может либо таковым не являться вообще, либо просто не нравиться конкретно автору А. В то же самое время у него самого читатель С может найти мешок недостоверностей, которые сам автор А считает идеально выписанными образами/сюжетами/кульминациями. А автор Б, открыв его книгу, вообще ее захлопнет с криком "Мои глаза!" Причем, все перечисленное действительно может не быть ни косяками, ни недоработками, а просто конкретному человеку не понравиться - в силу разного жизненного опыта, разных убеждений, разных вкусов... Ну, и естественно - по причине "автор/читатель дурак", да )))
Я для себя проблему критики решила так: если пишу рецензии, то только о книге, не касаясь личности автора, того, что он пишет в своём блоге... Мне это кажется неправильным. Иначе тот, кто в поисках отзывов наткнётся на мою рецензию, не поймёт, что в большей степени повлияло на отзыв, текст или моё отношение к человеку, который её написал. Рецензии с переходом на личности раздражают. Дорогой рецензент, мне неинтересно, в какой теме вы с писателем Н три года назад расплевались, я ищу отзывы на книгу, чтобы понять, о чём она, может ли меня заинтересовать.
читать дальше
мужественнуюруку!Правда, вкусовщина бывает и при рассмотрении чисто и только текста. Кому-то не нравятся слишком распространенные описания, кому-то наоборот - описаний не хватает; кто-то вбил себе в голову, что отношения А и Б должны были стать центральной линией повествования, а кто-то считает, что про них и так слишком много; кому-то кажется, что герой описан излишне мягким, а кто-то считает, что наоборот - чересчур жёстким... И все то же самое с сюжетом, стилем-слогом и прочим.
читать дальше
Ingris, во! Вот как пример вышесказанного, да Мне таким образом не покатил совершенно Погуляй, "Компас черного капитана". Это была первая и последняя книга, про которую я на тему "не пошло" высказалась публично. Причем, понимаю, что это лично мне не понравилось - ну, не отозвалось. У книги не оказалось крючка по форме моих петелек Слог отличный, герои живые, описания - вах-вах-вах... Но упс. При этом понимаю, что найдутся люди, и немало, которым именно такое вот и понравится, и я не могу сказать, что у них, с точки зрения моего имха, что-то со вкусом не так. Просто вкусы у них другие
Ну и часто топы и подборки бывают очень полезны в поиске новых вещей. Вон недавно по подборке Спесивцева нашёл замечптельное и ещё не изданное произведение про Тёмного Властелина....
То, что я в посте описываю - это, наверное, исключительно авторский бзик. И даже авторам свойственен не всем (и еще многие просто не признаются). Я - да, если какой-то автор критично высказывается о моих творениях, я всегда иду проверять, а что же и как пишет он сам. Не то чтобы от этого зависело, приму ли я к сведению сказанное им (это от другого зависит), скорее для того, чтобы понять истоки его недовольства. Чисто для статистики. Например, когда мне пишут "мутно и непонятно", и я вижу, что пишет это автор девачковых гаремников мужского пола, и кроме произведений такого плана у него на страничке ничего нет... Ну, тут все понятно. Когда мне на недостоверность мужских образов начинает пенять "опытный автор" жанра "кровь и сперма" - тоже все ясно
Поэтому и сама, высказываясь о чьих-то книгах, всегда стараюсь помнить, что а) вполне закономерно могут сравнить со мной и б) в литературе практически всё субъективно.