С одной стороны, как уже было сказано, ув. Зеленый Медведь прав - взгляд на картину мира не православный. С другой стороны, должна отметить, что осмысление церковно(!)-христианской догматики совершенно не обязательно должно быть близким именно к этой ветви традиции и, если уж на то пошло, было бы странным, если бы я по подала в "Конгрегации" это осмысление именно в таком ключе, учитывая, во-первых, то, что Конгрегация, как структура христианская и церковная, к православию отношения не имеет, а во-вторых - мои личные мировоззренческие вхгляды и представления.
В основании выводов и умопостроений конгрегатов лежит, учитывая их генезис, совершенно томистский подход. Есть догмат - истина несомненная, истина веры. Есть рассуждения и странные факты в отношении некоего предмета, отвергать которые разум не может - истина разума. Да, можно просто и безоговорочно отринуть истину разума в пользу истины веры, относящейся к тому же предмету. Но - можно не отвергать. Можно констатировать, что верны - обе истины, а несоответствие истины разума истине веры есть не только следствие несовершенства разума в его способности постигать предмет, но и следствие несовершенства разума в понимании истины веры, потому как истина веры также подвергается рассмотрению разумом в силу человеческой природы, и никак иначе, без посредства разума, воспринята быть не может, кроме разве как по особенной благодати. Т.е. не просто "истина где-то рядом", а подлинная истина объемлет как истину разума, так и ту самую несомненную истину веры, воспринятую через посредство того же разума.
Что значит - всемогущество Господне (истина веры) под сомнение отнюдь не ставится. А видимое наблюдение и последующее умозаключение о не-всемогуществе (истина разума) означает, в контексте вышерассмотреной методологии, что всемогущество, недвусмысленно диктуемое верой, попросту понимается в обыденном дискурсе не так, как следовало бы. И при этом оно несомненно является именно всемогуществом, в полном смысле, а не чем-то иным. Вопрос только во вскрытии этого смысла.
Невсемогущество Бога в конгрегатском ключе - это некое расширение над концепцией умаления; имеется в виду то, о чем писал, скажем, Св. Хуан де ла Крус в отношении воплощения. Расширение идет немного дальше - подразумевая самоограничение Божества в его действиях по отношению к сотворенному, ради его (банально) сохранности - ибо воздействие бесконечного на конечное чревато для последнего полным уничтожением, а уж учитывая то, что это конечное и так есть совершеннейшее ничто перед Тем-Кто-Сущий... Мало что и так - "Аspexi terram et ecce vacua erat et nihil; et cаelos et non erat lux in eis" ("Смотрю на землю, и вот, разорена она и пуста; на небеса, и нет на них света" Иер. 4, 23), так еще и никакого шанса на то, что это пустое, разоренное и тёмное, выдержит прикосновение Полноты, Могущества и Света. Да само творение - парадоксально: это и Акт [Все]Могущества, и вместе с тем - акт само-ограничения, ведь наш Творец - не мусульманский Аллах, творящий just for lulz, он любит сотворенное им и даже наделяет часть этого сотворенного свободой, а значит и свободой... от Себя. И вот здесь как раз еще одно проявление самоограничения прямо следует из наделения твари свободой воли - ведь Он может направить человека к спасению. Но сделает ли Он это, если человеческая воля противится зову и отворачивается от Руки протянутой? И Он, имея возможность и несомненное желание спасти - не делает этого, но ждет. И позволяет Церкви копить "запас" сверхдолжных деяний, дабы в соответствии с ним и через посредство Церкви проявлять всё же как-то Себя, бесконечного, в конечном. И так далее, и тому подобное.
В некотором роде анонс: именно в тексте "Конгрегации" и именно открытым текстом эти вопросы будут разбираться - начиная с 7-го тома. Равно как и тема языческих божеств и, самая, понятно, неоднозначная тема - Хаоса.
Что же касается "учения для избранных" и "учения для профанов" - здесь совершенно не уместна аналогия с еретическим заговором, герметическими орденами или чем-то подобным (
примечание: подобных претензий уважаемые дискутирующие не выдвигали, эту оговорку я делаю по причине того, что такие умозаключения делались прежде другими читателями), хотя цель умалчиваний формулируется, как и везде в подобных ситуациях, исходя из желания оградить "массу" от разброда и шатаний - потому как желание именно и искренне благое, и сформулировано буквально, а не подразумевает иносказание в стиле "одна истина для посвященных, а совершенно другая для профанов". Это совершенно
не то, что - пусть будет Христос для внешнего круга, а для немногих избранных круга внутреннего таки будет БафометЪ.

) Увы, в истории Церкви именно попытки кого попало рассуждать о догматах (а они в христианстве при простоте формулировок чрезвычайно непросты для осмысления) приводили к гнуснейшим ересям, гнусным именно своей пагубой для души тех, кто им последовал, потому как неверное размышление о Нём имело следствием неверное целеполагание и действия в сотворенном Им.
Цель Церкви, как организации, опять же, достаточно прагматична - способствовать спасению душ своих членов. И если какие члены её, составляющие Церковь учимую, не искушены в размышлении и способны сделать неверные выводы (а раз неверный вывод сделать можно, его обязательно сделают

), то лучше оградить их от искушения, которое их настигнет, буде они узнают о кое-чём кое-что раньше, чем это что-то будет подвергнуто всестороннему исследованию подготовленными, составляющими Церковь учащую. (Вон, протестанты, простецы перманентные, из буквального понимания Писания, какое доступно им - такие выводы умудряются делать)... Иначе в простоте своей сомнения-в-рабочем-порядке, ни разу не подразумевающие своим итогом отход от Догмы, кто-то может принять за Сомнение. И тут-то всё и заверте, и тысячелетние труды насмарку.

подозреваю придется перелопатить кучу ненависти в комментариях и рецензиях.
сколько в процентах от общего количества может воспринять подобные рассуждения отвлеченно от своих представлений? не рассматривая подобные рассуждения как повод для полемики или коварное нападение на устои? а с другой стороны сколько людей смогут говорить об этом и не сорваться в "проповедь" и "миссионерство"?
mikrozavr, я даже не подозреваю: уверена
Да я заметил, что народ чойто не любит рассуждений глубинных.
А. Ведьмак, вот как раз сегодня утром узнала из одного из отзывов, что мои диалоги "не несут смысловой нагрузки". Несколько зависла.
вспомнился эпизод из старого фильма про ранее неизвестный вирус (название фильма уже не вспомнить). там у одной из ученых дам был психологический затык на отключение сознания при зеленом мерцании, и, когда вдруг в пробах с различными вариантами лекарств обнаружилось полное излечение от вируса, и автоматика подала зеленый мерцающий сигнал, эта дама просто не смогла воспринять информацию, банально отключившись.
условный рефлекс.