ХХI век – век Интернета, новых технологий и цифры. Литература, видео, музыка – все доступно в цифровом формате. Информация больше не привязана к материальному носителю. Стоимость ее копирования стремится к нулю. Если она вызвала интерес пользователей, то распространяется в Сети со скоростью вируса. И вот здесь появляются пираты. Пираты? Кто они? Откуда? XVI век с черным Роджером давно в прошлом.
Пираты-классики зарабатывали себе на жизнь путем перераспределения материальных благ – грабили одних и продавали награбленное другим. Разница между затратами на содержание корабля и выручкой от продажи составляла их прибыль. При этом помимо физических и моральных неудобств (абордаж, стрельба) жертвы пиратов лишались и самих материальных благ. Таким образом, пиратство XVI века, несмотря на романтический ореол, – воровство в прямом смысле слова.
Теперь о пиратах-современниках. Интернет на текущий момент – это общедоступный источник знаний и развлечений. И если со знаниями все довольно просто: есть как открытые ресурсы, доступные всем желающим, так и обособленные учебные заведения, предоставляющие свои услуги на платной основе, то с развлечениями – морок и туман. Литература, музыка, видео – все доступно по клику мышки. Абсолютное большинство ресурсов бесплатные: бери – не хочу. И вот тут-то и подстерегают нас посредники (назовем их так): «Как вы смеете свободно распространять то, что принадлежит нам? Вы воруете! Вы – пираты!». Но кто и что у кого-то украл?
В процессе копирования исходная информация не теряет ни в объеме, ни в качестве. Так чего же лишаются посредники? Наиболее распространенный ответ: посредники, не получая от нас денег, не могут выплатить их непосредственным авторам произведений. Но музыканты заработают на концертах, режиссеры и актеры – в кинопрокате. Немного сложнее с авторами литературных произведений, однако и тут тоже есть варианты: продавать самостоятельно, зарабатывать на рекламе на собственном сайте и, что не исключено, получать все-таки гонорар за бумажные издания.
Исследования в области влияния пиратства на продажи произведений проводились неоднократно. По их результатам было сделано три противоречащих друг другу вывода:
1. Пиратство уменьшает продажи объектов авторского права.
2. Пиратство никак не влияет на уровень продаж.
3. Пиратство увеличивает прибыль авторов.
То есть, по большому счету, пиратство и авторское вознаграждение – вещи параллельные друг другу. Поэтому зачастую именно авторы лично выкладывают свои произведения в Интернет в открытый доступ. А посредники по-прежнему призывают жестко бороться с пиратами.
Каждый из нас, сам того не подозревая, вовлечен в эту ситуацию. Купил книгу, дал почитать ее товарищу – пират! Просмотрел приобретенный DVD в компании друзей больше трех человек – пират! А самые страшные пираты сегодня живут в Интернете. Узнаете знакомые черты? Как налогоплательщику, мне не понятно, почему на свои деньги я должна содержать целую «инфраструктуру борьбы с собой».
С 1 августа 2013 года в действие вступает закон, направленный на «защиту интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Его предпосылки могут быть понятны, но его следствия представляют угрозу. Теперь смотреть, читать и слушать в Сети будет дозволено только то, что вам разрешат. Причем процедура запрещения практически любого контента предельно упрощена, а вот процедура его разрешения, как обычно, неясна.
Я не призываю срочно «качать» все подряд, пока не поздно. Мне кажется, если вы хотите быть честными, по крайней мере, перед собой, то на понравившийся вам фильм вы сходите в кинотеатр, музыкальную группу отблагодарите посещением их живого концерта, книгу любимого автора вы поставите себе на полку в бумажном экземпляре.
Мне кажется, что основная проблема пиратства это то, что авторы (производители того самого контента) лишаются изрядной доли мотивации не получая достойной оплаты своего труда.
И вместо решения этой проблемы, авторам предлагают нацепить шутовской колпак, встать на голову и просить милостыню.
Звучит лицемерно, особенно на фоне того, как пираты настаивают на легкости получения контента, чтобы, значит, они не утруждались особенно, а авторы изгалялись как могли.
Поэтому мне все-таки ближе позиция копирастов, как ни странно, они хотя бы не лгут и не лицемерят.
Анри д_Ор, а некоторые - на бумаге и не вышли бы, если бы не пираты. Я о себе, еслечо
Кстати, а как и кем была доказана связь между "пираты" и "книга не вышла"?
Когнес, вот в том-то и дело. Что еще и кто вспомнит, кроме Флибусты?
Поэтому мне все-таки ближе позиция копирастов, как ни странно, они хотя бы не лгут и не лицемерят.
Ой, да бросьте, не лгут и не лицемерят...
Думаете, они действительно верят в то, что, если умножить количество скачиваний на цену одной книги, то это и будут "потери от пиратства"? Если да, то я невысокого мнения об их интеллекте. Они действительно верят в то, что все скачавшие купили бы, если бы книги не было в свободном доступе? Ну, не может взрослый разумный человек в это верить.
И никто, никто из них не называет главной причины, по которой они против бесплатных библиотек: они лишаются "первой продажи кота в мешке". Это подразумевается, но об этом не говорится прямо, потому что фактически это будет высказанным вслух неуважением к читателю. Пираты лишают издателей и авторов возможности впарить читателю неведомо что, что-то, после чего читатель обплюётся, выбросит книжку и вздохнет о зря потраченных деньгах.
Понятно, что ситуация не идеальная. Но одними "хватить и не пущать" ее не решить.
congregatio, а я вот думаю, что вы вышли бы на бумаге раньше, потому что цифры посещений росли бы у вас быстрее, т.к. читатели не оттягивались бы на другие ресурсы. Издательства же очень внимательно изучают эти данные.
И никто, никто из них не называет главной причины, по которой они против бесплатных библиотек: они лишаются "первой продажи кота в мешке".
Чем лишаются? Многие издательства нашли авторов на СИ. Уж что-что, но там есть все возможности не только ознакомиться с фрагментом произведения, но и прочесть его целиком.
Какие цифры, какой посещаемости?
Многие издательства нашли авторов на СИ.
Флибуста - отличная рекламная площадка. Это я ответственно заявляю как человек, раскрученный Флибустой
И именно там меня прочитал автор, который рекомендовал меня моему нынешнему редактору.
Значит, хоть кому-то повезло. Чаще происходит обратное.
Анри д_Ор, ну, вот цифр у меня особых и не было. И обновлений я не выкладывала: раз в несколько месяцев вывешивала новую книгу - и все. И никакие издатели на меня, соответственно, не смотрели
Значит, хоть кому-то повезло. Чаще происходит обратное.
А вы так и не сказали, с кем это обратное произошло
В плане "угодить в поле зрения издательства" - полезно не столько СИ, сколько попадание в тренд. Попаданцы, АИ, магические академии, ехидные ведьмы, космооперы. Это сейчас и издают, массово. Кому там нафиг нужны книжки не "про наших там", да еще и странные такие... А в плане "получить известность" - лучше Флибусты ничего до сих пор не придумали. Даже упомянутые вами фантлабовские посетители - и те в большинстве узнали обо мне оттуда, а уже от них узнали остальные. Уж как минимум за пару-тройку из них я могу поручиться
и лучше бы они не узнавали