Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
...некой феерии в моей жежешечке и последующего разговора в личках и в реале возник занятный вопрос: а кто такой профессиональный писатель?
читать дальше
На этот вопрос мне обычно отвечают "тот, кто живет на доходы с издания". Одна проблема: тогда получается, что профессиональных писателей не существует. Кто-то (помимо писательства) работает преподавателем, кто-то редактором, кто-то пишет еще и сценарии (ОК, это наиболее близкая к определению "профессиональный" категория, "писатель-сценарист", но таких вообще кот наплакал). Кто-то буровик, кто-то фотограф, военнослужащий; даже пенсионер не может считаться профессиональным писателем, потому что помимо доходов от издания живет еще и на пенсию. Есть писательницы-домохозяйки, которые не имеют других доходов, но мне пока неизвестны примеры одиноких домохозяек-писательниц, которым хватало бы на жизнь только их гонораров, а не общей зарплаты ее и мужа в складчину. То есть, если брать за основу характеристику "живущий только за счет книг" - никак не получается найти профессионалов.
Тогда кто? Тот, кто имеем свои книги в бумажном виде? Тогда в профессионалы мы запишем многие десятки тысяч авторов, причем - всех девочек с томными эльфами, гламурными клонированными вампирами и мальчиков с убернагибаторами мы поставим наравне с мэтрами. У тех и других есть изданные книги. Те и другие профессионалы. Нет? Ладно, поехали дальше.
Те, у кого много изданных книг? Так; хорошо. То есть, автор одной-трех книг профессионалом не будет, а издавший шесть, десять штук - уже будет? Тогда автор десятка однотипных книжек про Васю-спецназовца или Машу-попаданку будет на правах профессионала посматривать на автора трех книжек об уникальном мире, с нетривиальным сюжетом и живыми героями (причем, порой такими же спецназовцами и попаданками, что любопытно). Можно еще ввести в качестве переменной тиражность - и тогда Вася-попаданка уделает нетривиального автора влёгкую. То есть, профессионал - автор Маши-спецназовца? Это могло бы быть правдой, если не добавлять в уравнение такое понятие как качество написанного. Без него - да, стройная теория, всё правильно и понятно. Можно на этом и остановиться. Однако можно и не останавливаться, а заглянуть в словарь. Заглянем?
Профессиональный
-ая, -ое; -лен, -льна. 1. см. профессия. 2. полн. ф. Занимающийся чем-н. как профессией, а также являющийся профессией. П. революционер. П. бокс. 3. Такой, к-рый полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности. Сделано вполне профессионально (нарёч.). II сущ. профессиональность, -и, ж. (к 3 знач.).
(Ожегов)
С первым пунктом разобрались: либо у нас вообще не получается найти занимающихся писательством "как профессией" (в смысле "занятие, за которое платят достаточно, чтобы на это жить"
, либо профессиональные - все, кто получает за писательство хоть сколько-то (потому что тогда мы с чистой совестью отнесем сюда и неизданных СИшников, которым читатели бросают деньги на кошельки, ибо сможем счесть это "подработкой на стороне"
. Со вторым пунктом - придется, как ни крути, вводить понятие качества, соответствия, профпригодности. А тут ни тиражность, ни количество изданных томов показателями не являются.
Правда, тут мы упираемся в пресловутые имхи. Для того, чтобы понять, насколько расплывчатым является понятие "качество", достаточно заглянуть на любой литературный форум или в любое читательское сообщество и предложить обсудить творчество любого автора. Можно, конечно, определять качество по рейтингам и рецензиям в известных (и не очень) журналах, но все уже давно понимают, чего эти рецензии и рейтинги стоят на самом деле.
Так что ж тогда, кто тогда профессионал? Тот, кто издается постоянно, издавая все новые и новые книги, не остановившись на одной изданной серии/паре книг? Тогда Джоан Роулинг не могла считаться профессионалом ровно до того момента, как выпустила "Случайную вакансию". Нет, потому что была популярна и известна на весь мир? Тогда профессиональным писателем является автор "Пятидесяти оттенков серого" и "Сумерек". Тоже нет?
Что еще у нас остается? Какой критерий? Кто и как будет делить на профессионалов и не профессионалов? Сколько справедливости в фуканьях изданных в сторону неизданных, какое основание имеют "настоящие писатели" для пренебрежительного злословия и плевков в сторону бывших "этожсишников"? По какому принципу читатели могут делить авторов на "профессиональных писателей" и "графоманов"?
Тут должен быть какой-то вывод и какой-то, хотя бы промежуточный, ответ. Но увы. Я пока ответа не нашла. Зато нашла еще один вопрос: а он вообще-то объективно нужен, этот ответ?
читать дальше
На этот вопрос мне обычно отвечают "тот, кто живет на доходы с издания". Одна проблема: тогда получается, что профессиональных писателей не существует. Кто-то (помимо писательства) работает преподавателем, кто-то редактором, кто-то пишет еще и сценарии (ОК, это наиболее близкая к определению "профессиональный" категория, "писатель-сценарист", но таких вообще кот наплакал). Кто-то буровик, кто-то фотограф, военнослужащий; даже пенсионер не может считаться профессиональным писателем, потому что помимо доходов от издания живет еще и на пенсию. Есть писательницы-домохозяйки, которые не имеют других доходов, но мне пока неизвестны примеры одиноких домохозяек-писательниц, которым хватало бы на жизнь только их гонораров, а не общей зарплаты ее и мужа в складчину. То есть, если брать за основу характеристику "живущий только за счет книг" - никак не получается найти профессионалов.
Тогда кто? Тот, кто имеем свои книги в бумажном виде? Тогда в профессионалы мы запишем многие десятки тысяч авторов, причем - всех девочек с томными эльфами, гламурными клонированными вампирами и мальчиков с убернагибаторами мы поставим наравне с мэтрами. У тех и других есть изданные книги. Те и другие профессионалы. Нет? Ладно, поехали дальше.
Те, у кого много изданных книг? Так; хорошо. То есть, автор одной-трех книг профессионалом не будет, а издавший шесть, десять штук - уже будет? Тогда автор десятка однотипных книжек про Васю-спецназовца или Машу-попаданку будет на правах профессионала посматривать на автора трех книжек об уникальном мире, с нетривиальным сюжетом и живыми героями (причем, порой такими же спецназовцами и попаданками, что любопытно). Можно еще ввести в качестве переменной тиражность - и тогда Вася-попаданка уделает нетривиального автора влёгкую. То есть, профессионал - автор Маши-спецназовца? Это могло бы быть правдой, если не добавлять в уравнение такое понятие как качество написанного. Без него - да, стройная теория, всё правильно и понятно. Можно на этом и остановиться. Однако можно и не останавливаться, а заглянуть в словарь. Заглянем?
Профессиональный
-ая, -ое; -лен, -льна. 1. см. профессия. 2. полн. ф. Занимающийся чем-н. как профессией, а также являющийся профессией. П. революционер. П. бокс. 3. Такой, к-рый полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности. Сделано вполне профессионально (нарёч.). II сущ. профессиональность, -и, ж. (к 3 знач.).
(Ожегов)
С первым пунктом разобрались: либо у нас вообще не получается найти занимающихся писательством "как профессией" (в смысле "занятие, за которое платят достаточно, чтобы на это жить"
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Правда, тут мы упираемся в пресловутые имхи. Для того, чтобы понять, насколько расплывчатым является понятие "качество", достаточно заглянуть на любой литературный форум или в любое читательское сообщество и предложить обсудить творчество любого автора. Можно, конечно, определять качество по рейтингам и рецензиям в известных (и не очень) журналах, но все уже давно понимают, чего эти рецензии и рейтинги стоят на самом деле.
Так что ж тогда, кто тогда профессионал? Тот, кто издается постоянно, издавая все новые и новые книги, не остановившись на одной изданной серии/паре книг? Тогда Джоан Роулинг не могла считаться профессионалом ровно до того момента, как выпустила "Случайную вакансию". Нет, потому что была популярна и известна на весь мир? Тогда профессиональным писателем является автор "Пятидесяти оттенков серого" и "Сумерек". Тоже нет?
Что еще у нас остается? Какой критерий? Кто и как будет делить на профессионалов и не профессионалов? Сколько справедливости в фуканьях изданных в сторону неизданных, какое основание имеют "настоящие писатели" для пренебрежительного злословия и плевков в сторону бывших "этожсишников"? По какому принципу читатели могут делить авторов на "профессиональных писателей" и "графоманов"?
Тут должен быть какой-то вывод и какой-то, хотя бы промежуточный, ответ. Но увы. Я пока ответа не нашла. Зато нашла еще один вопрос: а он вообще-то объективно нужен, этот ответ?
@темы: критичное, сетевая жЫзнь, аффтарское
Не затруднит ли вас кинуть ссылочку на тему? Оооочень уж любопытно
Но самый феерический трындец - в конце, сегодняшнее:
Профессиональный писатель имеет профильное образование, состоит в признанной писательской организации и не ищет побочных заработков, помимо писательских. И к читателям он совсем иначе относится (с)
охтыжбляах ты ж Господи, какой апломб... Ну, тогда у нас профессиональных нетСпасибо, пойду насладюся...
А я-то, шестую часть дописывая, думала, что это у меня проблемы. "Не носите читателя на руках, он сядет на шею".
Разруха в головах! (с) профессор Преображенский
А зачем?
Мне тоже кажется, что смысла в этом ноль. Хотя любители ярлычков порадуются, конечно.