Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
А вот любопытная тема всплыла в одном из постов в "чточитательском" сообществе. Точнее, не в самом посте, а в комментариях. Автор записи предложил перечислить любимых отрицательных персонажей, и один из комментаторов задал резонный вопрос - а как их определить, отрицательных?

Понятно, что есть некоторые определения, которые описывают некую "отрицательность вообще" - грубо говоря, нехорошо убивать детей, стариков и котят, бить жену или грабить бедных. Если такое совершает положительный персонаж - этому обязательно должны быть хотя бы какие-то мало-мальские оправдания (иногда на них как раз и строится пресловутый конфликт). Но когда мы читаем детектив про копа - отрицательным будет воришка-домушник, которого он ловит, или грабитель банков. А когда мы читаем (или смотрим) о грабителе банков - страшно за него переживаем и не хотим, чтобы коп его поймал, будь этот коп хоть трижды положительным. То есть, часто в определениях такого рода играет роль старый добрый принцип "их шпионы и наши разведчики" или, говоря проще, "зависит от того, с чьей стороны смотреть".

Еще немало зависит от позиции читателя, и тогда положительный по задумке автора герой для него является отрицательным, и наоборот. Кто следит за моими сетевыми боями, уже в курсе "положительного Каспара" :) А кто не в курсе, может понять, о чем я говорю, припомнив популярное в некоторой части фэндома ЗВ "убей джедая, спаси Галактику" (или мегасрачи вокруг Аватара).

Что еще? Есть еще какие-то моменты, которые отвечают за отрицательность? Или на этих двух все и базируется? Мне лично ничего больше в голову не приходит, все получается производным от вышеназванного.


@темы: литература

Комментарии
11.06.2014 в 15:57

Правильно отмотивированный дурак, бывает полезней немотивированного гения.
положительного Каспара
А что, он позиционируется автором исключительно как отрицательный персонаж?
11.06.2014 в 15:59

Напомнило мне это один прикол из моей юности.
Женщины бывают порядочные и развратные.
читать дальше
11.06.2014 в 16:11

El sueño de la razón produce monstruos
что, он позиционируется автором исключительно как отрицательный персонаж?

А цели, цели каковы? Равно как и средства. И, хм, соратники...
11.06.2014 в 22:04

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Хеор, э... а что, были сомнения? :emn: На основе чего, если не секрет?
11.06.2014 в 22:05

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Улленшпигель, хорошо )))
11.06.2014 в 22:25

Правильно отмотивированный дурак, бывает полезней немотивированного гения.
congregatio, Я его слишком плохо помню.
11.06.2014 в 22:28

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Хеор, тогда ваш вопрос как-то понятен.
11.06.2014 в 23:11

Жить стало лучше, жить стало веселей.(И.В.Сталин)
congregatio, зависит ещё от того сходится ли принцыпы читателя и автора. Например, цикл Ланцова я перестал читать после того, как гг стал применять наглосаксонские методы в политике. Для меня наследник престола перестал быть положительным ибо борец с драконами сам таковым стал, а оттого что "дракон" русский положительным он не становится...
Каспар ещё ладно, его цель ещё можно понять, стоит сказать спасибо что Мельхиора в положительные не записали!!!
11.06.2014 в 23:25

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Каспар ещё ладно, его цель ещё можно понять, стоит сказать спасибо что Мельхиора в положительные не записали!!!

Майор Дегтерёв, цели-то целями, а вот методы... Но я уверена, что и Мельхиор нашел бы своих поклонников, будь цикл более известным :laugh:

зависит ещё от того сходится ли принцыпы читателя и автора

Ну да, вот и я про это, собственно: "немало зависит от позиции читателя, и тогда положительный по задумке автора герой для него является отрицательным". У вас с Ланцовым так получилось, у кого-то - с моим Куртом, у меня еще с кем-то... То есть, за редкими исключениями "полных гадов" - все, получается, строго субъективно.
12.06.2014 в 06:08

El sueño de la razón produce monstruos
его цель ещё можно понять
понять и Балтазара можно :) - но от понимания цель Каспара лучше не выглядит.
12.06.2014 в 07:03

Жить стало лучше, жить стало веселей.(И.В.Сталин)
Atandakil, собственно об этом и речь) Не знаю, Бальтазар для меня пока ещё недостаточно раскрылся чтобы пришло его понимание.:nope:
congregatio, жутковато однако.
12.06.2014 в 07:20

El sueño de la razón produce monstruos
Не знаю, Бальтазар для меня пока ещё недостаточно раскрылся чтобы пришло его понимание.
Ну, судя по его locus modusque operandi - они вообще идут по восходящей от Каспара к Балтазару...

читать дальше
12.06.2014 в 07:27

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Atandakil, будет )))
12.06.2014 в 07:32

El sueño de la razón produce monstruos
читать дальше
12.06.2014 в 07:34

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Atandakil, раздача спойлеров временно приостановлена! :laugh:
Не, ну правда же, так же неинтересно будет... :shuffle:
12.06.2014 в 07:41

El sueño de la razón produce monstruos
Ну, и правильно!
12.06.2014 в 09:05

Правильно отмотивированный дурак, бывает полезней немотивированного гения.
*задумчиво* а вот я как-то завис на шестой книге, кажется. Хуч бери и перечитывай, гы.
16.06.2014 в 19:58

Лети, душа моя, на свет, лети на волю. Моя свобода - это миф, мечта рабов.(с)
есть некоторые определения, которые описывают некую "отрицательность вообще" - грубо говоря, нехорошо убивать детей, стариков и котят, бить жену или грабить бедных Хм. Лично я для себя выделяю два типа отрицательных героев. Первый - как раз описанный вами. То есть гад по определению. Второй обычно встречается в аниме. Как правило, это персонаж, у которого отличные от героя мотивы. Быть отморозком или садистом ему вовсе не обязательно. Кстати, иногда автор делает финт ушами и переводит такого персонажа на сторону героя. Потому что у них оказывается общий враг, к примеру. И вот этот последний типаж мне в некоторых случаях нравится. "Хороший плохой парень".
"убей джедая, спаси Галактику" (или мегасрачи вокруг Аватара) Кстати, никогда этого не понимала. Можно подумать, ситхи - няшечки, а Империя - идеальное государство.
Впрочем, злодей первого типа тоже может быть любимым персонажем. Это не значит, что читатель находится на его стороне, просто за этим персонажем интересно наблюдать, смотреть, как он развивается. Просто интересно прописанных злодеев - таких, чтобы герою были достойным противником, а не унылым фоном - не так уж много. В борьбе с ярким злодеем герой лучше раскрывается. Грохнуть психопата, мечтающего превратить мир в выжженную пустыню и всю оставшуюся вечность любоваться зрелищем - это как-то скучно. А вот одержать победу над умным и опасным противником, который не всегда действует силой и может попытаться сбить героя с пути, попробовать подкупить властью или исполнением давней мечты - уже подвиг.
16.06.2014 в 20:06

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Грохнуть психопата, мечтающего превратить мир в выжженную пустыню и всю оставшуюся вечность любоваться зрелищем - это как-то скучно. А вот одержать победу над умным и опасным противником, который не всегда действует силой и может попытаться сбить героя с пути, попробовать подкупить властью или исполнением давней мечты - уже подвиг.

Лайверин, тогда это получается не "симпатичный злодей" :) Это выходит симпатичный фон для героя.
16.06.2014 в 20:09

El sueño de la razón produce monstruos
Дьявол как симпатичный фон...
16.06.2014 в 20:13

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Atandakil, а что, очень даже симпатишшшный :)


16.06.2014 в 20:15

El sueño de la razón produce monstruos
Это - недостаточно универсальный и не в должной мере интерсубъективный дьявол. Многие могли бы заподозрить, что это - и не дьявол вовсе, а просто так. :)
16.06.2014 в 20:17

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Atandakil, зато симпатичный :)
16.06.2014 в 20:20

El sueño de la razón produce monstruos
Да, этого не отнять.
Ну, говорят же, что дьявол должен быть обаятельным и привлекать к себе души!
16.06.2014 в 20:32

Лети, душа моя, на свет, лети на волю. Моя свобода - это миф, мечта рабов.(с)
тогда это получается не "симпатичный злодей" Это выходит симпатичный фон для героя Но некоторым нравится.
17.06.2014 в 09:52

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!
Мы как-то обсуждали эту тему с приятельницей. Я тогда все носилась с лозунгом "мне нравятся плохие". Выяснилось, что нравятся не то чтобы прям злодеи, а скорее люди с интересным прошлым и четкими планами на будущее, а также любопытным набором средств их реализации:)
Ну и довольно часто злодей у автора выходит интереснее главного положительного героя.
17.06.2014 в 11:54

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
Jaren Ral, я в том обсуждении увидела объяснение этому: чтобы показать, какой лодей злодеистый, автор полагает на него сил больше, чем на ГГ, и из-за этого злодей выходит живее :)