Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи!
В процессе обсуждения литературной критики (в реале) всплыл довольно интересный момент.
1. Предполагается, что при рассмотрении произведения не следует "переходить на личности" - то есть, вместо текста разбирать личность автора или пытаться объяснять какие-то сюжетные ходы, образы, идеи и проч., апеллируя к авторскому возрасту, полу, социальному положению или национальности/расе. Ну, это в идеале; понятно, что именно это чаще всего и делается, но не суть.
2. Суть в том, что это в той или иной степени верно для художественного произведения. А что в случае автобиографии или автобиографического художественного произведения? Или, скажем, в случае с книгами "Как сбросить три кило за три минуты/заработать миллион за день/раззавести друзей/питаться энергией космоса/и т. д."? Ведь сделать критический разбор подобных текстов без затрагивания авторской личности не получится никак: просто потому, что подобные творения всегда являются по большей части именно ее отражением. Исключением, наверное, могут являться разве что наставления по садоводству или методички "Программируем вместе" (да и то не всегда).
Ну, Кэп, да. Однако отсюда проистекает еще один интересный вопрос - а где проходит граница между первым и вторым? И как быть несчастному обозревателю, пытаясь это определить, дабы сохранить репутацию объективного критика (ну, в том случае, когда его это вообще колышет)? То есть, понятно, что в случае, когда автор радикально-националистских взглядов упорно выписывает в своих книгах образ злобного жЫда и проводит идеи "избранных и лишних людей" - та самая апелляция к личности будет допустимой и вполне логичной. Понятно, что в случае, когда "не читал, но книга говно, потому что автор путиноид" - мы имеем дело с крайней степенью идиотизма. Но чаще всего оттенки куда бледнее и границы куда размытей.
"Запад есть Запад, Восток есть Восток"; и, похоже, авторское и критическое (в широком смысле) сообщества никогда не будут жить в мире. Такое вот оптимистичное резюме![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
1. Предполагается, что при рассмотрении произведения не следует "переходить на личности" - то есть, вместо текста разбирать личность автора или пытаться объяснять какие-то сюжетные ходы, образы, идеи и проч., апеллируя к авторскому возрасту, полу, социальному положению или национальности/расе. Ну, это в идеале; понятно, что именно это чаще всего и делается, но не суть.
2. Суть в том, что это в той или иной степени верно для художественного произведения. А что в случае автобиографии или автобиографического художественного произведения? Или, скажем, в случае с книгами "Как сбросить три кило за три минуты/заработать миллион за день/
Ну, Кэп, да. Однако отсюда проистекает еще один интересный вопрос - а где проходит граница между первым и вторым? И как быть несчастному обозревателю, пытаясь это определить, дабы сохранить репутацию объективного критика (ну, в том случае, когда его это вообще колышет)? То есть, понятно, что в случае, когда автор радикально-националистских взглядов упорно выписывает в своих книгах образ злобного жЫда и проводит идеи "избранных и лишних людей" - та самая апелляция к личности будет допустимой и вполне логичной. Понятно, что в случае, когда "не читал, но книга говно, потому что автор путиноид" - мы имеем дело с крайней степенью идиотизма. Но чаще всего оттенки куда бледнее и границы куда размытей.
"Запад есть Запад, Восток есть Восток"; и, похоже, авторское и критическое (в широком смысле) сообщества никогда не будут жить в мире. Такое вот оптимистичное резюме
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Однако отсюда проистекает еще один интересный вопрос - а где проходит граница между первым и вторым? Думаю, как раз там, где граница между художественной литературой и пособиями по сбрасыванию килограммов и зарабатыванию миллионов.)
Лайверин, только проблема в том, что сторонники второго подхода в современных реалиях за неимением писем и дневниковых записей основывают свое рассмотрение ad hominem, основываясь на авторской национальности, авторском возрасте, поле и чем угодно, попутно придумывая автору взгляды, вдохновителей, предпосылки, а порой даже и пол самостоятельно.
В случае же с автобиографиями и пособием по килограммам бОльшая часть всего этого и так на виду.
Сама в отношении художественных произведений любых эпох придерживаюсь первого. А вот если человек пишет книгу-разоблачение о каком-то историческом периоде - этого не избежать. Это я вспомнила про гражданина Суворова, который Резун.
не надо о грустномэтот Резун...ну мне кажется есть вещи с историей, которую было бы любопытно узнать, а есть вещи, то что называется, вещь-в-себе. но даже если перепутать подходы от этого сами вещи не поменяются (мне так кажется). дуальность света, как пример.